С момента запуска кризиса вокруг Сирии противоречия между разными группировками американской элиты перешли в свою открытую и острую фазу. Возникает вопрос - что это за противоречия и чем отличаются между собой концепции (или если угодно, доктрины), которыми руководствуются эти группировки.
Сжато и довольно упрощенно эту тему осветил на днях в газете "Завтра" Шамиль Султанов:
Не секрет, что американская элита готовится к большой глобальной войне.
Высший истеблишмент США един по поводу необходимости такой войны, где решающую роль должно сыграть высокоточное оружие шестого технологического уклада.
Вопросы и противоречия возникают по поводу того, когда именно начать такую войну. Одна часть американской элиты — военно-разведывательное сообщество — исходит из того, что Соединенным Штатам необходимы 5-7 лет, чтобы наилучшим образом подготовиться к этому решающему столкновению. Другие же, взгляды которых выражает Г.Киссинджер, утверждают, что Америка к такой войне уже готова: и экономически, и идеологически, и технологически.
Эти противоречия проявляются и на личностном уровне. Главным стратегом интересов военно-разведывательного сообщества по-прежнему является Збигнев Бжезинский, которому тоже уже 85 лет. Оба, и Бжезинский, и Киссинджер, мягко говоря, не симпатизируют друг другу. Естественно, в одной газетной статье трудно описать явление, выходящее даже за рамки фундаментальных научных исследований. Султанов и не ставит перед собой эту задачу - главное в этом случае обозначить сами подходы. Тем не менее, общее представление, надеюсь, можно составить.
Противоречия внутри элиты США до кризиса 2008 года были не менее существенными, однако кризис вывел их на поверхность, существенно обострил, и теперь их можно наблюдать практически невооруженным глазом.
Различать эти позиции предельно важно, так как именно противоречия между ними позволяют оценивать возможные шаги представителей разных группировок.
Понимание причин, которые вынуждают занимать разные позиции, позволяет предполагать, к примеру, что Обама, как представитель военно-разведывательного сообщества США и сторонник доктрины Бжезинского, не считает войну в Сирии необходимой. Именно поэтому он пытается уйти от этой войны и решить возникшую проблему менее радикальным способом.При этом люди и силы, заинтересованные в войне, обладают колоссальными возможностям, а главное - на их стороне играют нынешние истэблишменты Израиля и Саудовской Аравии. Есть у американской корпоратократии "свои люди" во всех странах, включая, естественно, и Россию. Их нейтрализация является для Обамы ничуть не менее важной задачей, чем государственные интересы США.
11 сентября должна произойти открытая схватка между представителями этих группировок. У Обамы есть преимущество - он обладает политической властью. Он способен повлиять или изменить ход событий, но будем откровенны - это преимущество крайне невелико, а его шаги могут быть купированы внешней угрозой со стороны израильтян и саудитов, способных создать через те или иные провокации ситуацию, в которой любые действия США приобретут вынужденный характер.