На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Эль Мюрид

2 763 подписчика

А МИД против...

Выдержав легкую паузу, российский МИД заявил о том, что не признает сирийское "правительство в изгнании". Более того - оно вообще не рассматривается в качестве некого самостоятельного субъекта. Заявление МИДа предназначено даже не ему, а "спонсорам", которые и стоят за этим образованием.

Замминистра Гатилов указывает на то, что согласно женевским договорённостям будущий орган власти должен быть согласован между оппозицией и правительством Сирии.



Сугубо с формальной точки зрения все уже практически забыли о политической реформе Асада. Она не завершена, хотя два этапа уже пройдены - состоялись выборы в местные органы власти, состоялись выборы в парламент, принята новая Конституция. Причем важнейшим положением новой Конституции является именно выборность президента страны. Если раньше выборы были фактически референдумом - то есть, кандидат был один, и процедура голосования сводилась к ответу "за" или "против", то сейчас речь идет именно о выборе между несколькими кандидатами.

Ничего хорошего для Сирии в этой системе нет - и подводные камни такой процедуры видны были сразу. При подобной системе голосования суннитское большинство однозначно будет голосовать за "своих" кандидатов, что немедленно нарушит сложившийся баланс, учитывающий интересы меньшинств. Однако здесь кроется возможность для Запада и стран Залива решить свои задачи невоенным путём.

Развязанная война интервентов-исламистов против Сирии уже достаточно раскачала внутреннюю ситуацию в стране. Прежняя политика Асадов худо-бедно, но создала относительно устойчивую, хотя и не совсем справедливую систему, в которой конфессиональные различия постепенно уступали место национальному самосознанию.
Задачей светского проекта - что в Сирии, что в Египте, что в Ливии, что в Йемене - было создание народа. Сирийского, египетского, йеменского и так далее. Чтобы человек вначале ощущал себя сирийцем, а затем уже - суннитом или друзом. Это очень тяжелая задача и с очень дальней перспективой. Далеко не все народы, даже имеющие большую историю, прошли этот путь. Я уже как-то приводил пример Грузии - процесс формирования грузинского народа не закончен до сих пор. Грузин в первую очередь ощущает себя мингрелом, кахетинцем, аджарцем, а лишь затем он - грузин. Только в вестернизированном и полукосмополитичном Тбилиси этот баланс сдвинут - но как и в любом крупном городе там же параллельно идет процесс атомизации - который так же глубоко антагонистичен процессу национального самосознания, как и деление по традиционным стратам.

Но мы о Сирии. Светский эксперимент в Сирии провалился. На этом этапе точно. Демонтаж общности под названием "сирийский народ" проходит стремительно. Его сборка в сложившихся исторических условиях даже в случае победы Асада, которая чем дальше, тем более выглядит сомнительной, попросту нереальна. На повестку дня вновь выходят панарабские проекты, однако уже в их клерикальном варианте. Этот вариант плох уже тем, что помимо сложившихся национальных границ и различий - все-таки полувековое раздельное проживание в национальных границах так или иначе, но разделило арабскую цивилизацию, он не имеет идеологии мирного разрешения конфликтов между исламским миром и живущими вместе с ним иноконфессиями.

Теперь сирийская политическая реформа Асада практически с неизбежностью приведет к тому, что следующим главой Сирии будет именно суннит. Причем уже не по согласованию с меньшинствами, а просто волей большинства. Весь вопрос заключается в том, что если война в Сирии будет продолжаться еще долго, и ожесточение будет нарастать, то шансы на победу будут у кандидитов-радикалов. У салафитов. Если война не будет носить продолжительный характер - то Сирия повторит судьбу Египта, где у власти находятся представители более умеренных братьев-мусульман. Однако тунисский вариант, при котором исламисты вынуждены считаться с мощной светской оппозицией, для Сирии уже закрыт. Война - слишком ожесточающее явление для умеренных и компромиссных решений.

Очевидно, что в случае победы салафитов праздник придет на улицу Саудовской Аравии, делающей ставку именно на них. Её проект и ставка на распад Сирии и выделение из неё суннитской территории с последующей экспансией на восток - в Ирак и на запад - на зачистку побережья - победит. Для этого она должна воевать с расчетом на длительную войну, радикализирующую население. Катар, наоборот, крайне заинтересован в быстрой и скорой победе над Асадом - в этом случае радикальные идеи не станут идеей масс, и у его ставленников появляется очень серьёзный шанс. В этом случае саудиты понесут очередное поражение в Арабской весне - и за этим поражением может последовать уже серьезное продолжение - любое поражение расшатывает правящий режим, саудовский - не исключение. Задача Катара - не только решить свои геоэкономические проблемы, но и в конечном итоге остаться главным игроком на пространстве Ближнего Востока. Разрушение Королевства - одна из крайне значимых целей для амбициозного эмира. Разрушение не в пыль - иметь под боком бурлящую пустыню мало кому улыбается, но вот относительно цивилизованный развод по историческим областям - это было бы совсем идеально. Так идеально, что даже не похоже на правду.

Именно поэтому катарский эмир ат-Тани ведет себя в сирийском конфликте гораздо агрессивнее саудовцев. Именно он является идеологом вторжения в Сирию арабских миротворцев. Скорее всего, именно он проводит и финансирует покушения на высшее руководство страны - пытаясь резко сдвинуть ситуацию в сторону поражения Сирии.

Самое интересное, что как раз для США оба варианта совершенно приемлемы - им абсолютно все равно, кто из союзников станет Царем горы - и тот, и другой вариант сулят им уверенное продвижение своей новой политики на Ближнем Востоке. Именно поэтому они и не вмешиваются. По крайней мере на данном этапе.

Россия же, похоже, утрачивает контроль над процессами в Сирии - и ей остается лишь пытаться перевести их в какое-то дипломатическое русло без каких-либо перспектив. У России за два года так и не появилось сколь-либо приемлемой наступательной стратегии - она лишь рефлексивно реагирует на уже свершившиеся факты.

Оригинал поста.

наверх