Иран для Соединенных Штатов, мягко говоря, инструмент не совсем по руке. Никакой дружбы и сотрудничества с упертыми персами не предвидится даже в отдаленной перспективе. Но это, как деятельно доказано американцами, совершенно не является проблемой. Аль-Кайеда, набитая под завязку фанатиками-американофобами, прекрасно работает в интересах своего главного противника. Наивно полагая, что использует его.
Для Ирана исключительно важной проблемой является доступ на рынок нефти и газа - причем совершенно неважно - европейский или азиатский. Однако если с нефтью проблема решается довольно просто через ее поставку танкерами по морю, то для газа сугубо по географическим причинам доступ на самый привлекательный рынок Азии - китайский - для Ирана закрыт. Тянуть трубу через Гималаи - удовольствие ниже среднего, а создавать инфраструктуру для торговли СПГ у Ирана просто нет средств. Обходной маршрут для иранского газа - через Туркмению, Узбекистан, Казахстан и Джунгарскую долину Синцзяна - упирается в неизбежные противоречия с Туркменией, которая сама заинтересована в доступе на другие рынки в обход удушающих дружеских объятий Газпрома.
Для России выгодно перенаправить иранские потоки именно в азиатском направлении - только так она обезопасит свои европейские угодья от 13% мировых запасов природного газа, сосредоточенные в руках у Ирана. Но для этого нужно иметь влияние в Средней Азии - хотя бы в ее бывшей советской части. С ним плохо. С ним становится совсем плохо, если учесть, что Соединенные Штаты оперируют на этих просторах всё более уверенно, покупая оптом и в розницу местную элиту и выводя именно в этом направлении свои войска из Афганистана.
В итоге всё сходится на том, что наиболее податливым направлением для иранского газа становится Европа. До тех пор, пока на Ближнем Востоке действовал план "А", по которому Арабская весна была инструментом продвижения катарского газа в Европу, Иран был блокирован эмбарго и войной в Сирии. Активизация курдов и теракты на турецких газопроводах демонстрировали риски на этом пути продвижения иранского газа. Но - падение темпов Арабской весны вынуждает пересматривать первоначальные планы.
Крайне знаковым событием, которое прошло скороговоркой по новостным строкам -объявление Ирана о начале строительства газопровода Иран-Ирак-Сирия. Договор о его строительстве был подписан еще в июле 2012 года - но в современных сирийских реалиях начинать строительство и тянуть трубу через зону боевых действий - не самое мудрое решение. Собственно, начало операции "Вулкан в Дамаске" по крайне случайному стечению обстоятельств как раз было запущено после подписания договора и фактически поставило под угрозу практическую его реализацию.
Сейчас ситуация в Сирии выглядит совершенно катастрофической - но именно сейчас Иран, крепко подумав, и объявил о начале строительства. Логики в этом никакой - если не учесть неофициальную и совершенно неподтвержденную информацию о неких секретных переговорах Ирана с США, на которых Штаты сообщили, что не видят причин, почему бы благородным донам... И если это так - то становится понятно, что именно было заплачено Ирану за сдачу своего союзника. Кстати, примерно по той же схеме, судя по всему, заплачено и России - весьма симптоматично, что вчерашний запуск начала строительства "Южного потока" произошел после визита Путина в Турцию. И, похоже, что не сложности со здоровьем и уж тем более не мелкий и досадный эпизод с посаженным в Анкаре самолетом "Сирийских авиалиний" стали причиной переноса визита. После разрешения США на прокладку иранского газопровода для России было крайне необходимо взять паузу и провести консультации в связи с резким изменением обстановки, которую существенно меняет начало практической стадии реализации иранского проекта. Сюрпириз был крайне неприятным, чтобы проигнорировать его - слишком выгодной для России была блокада Ирана, чтобы не обратить внимание на ее прорыв.
План "Б" - в случае если он действительно запускается - становится кошмаром и катастрофой для Катара. Он же превращает Израиль из главного партнера США в регионе в подопытного кролика. Теперь благополучие Ирана становится для США слишком важным, чтобы позволить израильтянам вдребезги и пополам разносить своего главного противника в регионе. Видимо, понимая это, Нетньяху так пытался ввязаться в войну с персами, невзирая на ее абсурдность - все для того, чтобы вовлечь в нее США. Жесткая реакция Обамы не позволила израильскому премьеру сорвать стратегию более высокого порядка.
Назвать это "сливом" Израиля нельзя - но его положение в таком случае действительно резко и существенно осложняется. Персы не выглядят клиническими идиотами, чтобы не понять, какие выгоды сулит для них американский план "Б". В том числе и в деле противостояния с Израилем. Россия в ситуации прокладки иранского газопровода меняет риски появления в Европе гигантских объемов катарского газа на риски появления в ней газа иранского. При этом Катар еще имеет возможность диверсифицировать свои поставки - мобильный флот газовозов способен перемещать катарский газ что на европейский, что на азиатский рынок. А вот для газпромовских труб наступают сложные времена.
Цена Сирии теперь, похоже, названа и публично вывешена на доске объявлений. Вчерашние союзники Сирии Россия и Иран в плане "Б" становятся жесткими конкурентами на европейском направлении. Совместные интересы исчезают, как легкая дымка. Для Хиллари Клинтон открывается возможность по-быстрому и ударно завершить дембельский аккорд по сокрушению Сирии и передать дела и новую политику своей преемнице.