Президент Рохани, ступивший в должность, в своей инаугурационной речи сделал несколько вполне ожидаемых знаковых заявлений. Главное - это, конечно, самый конфликтный в отношениях с Западом вопрос ядерной программы страны.
Рохани четко дал понять, что отказ от ядерной программы невозможен ни при каких условиях, однако взаимоотношения с Западом должны строиться на условиях их прозрачности.
Иранский президент не является высшим руководителем страны. Окончательное решение принимает духовный лидер - и поэтому свои публичные заявления по столь важным вопросам Рохани не может не согласовывать с аятоллой Хаменеи.
Еще одно знаковое сообщение, касающееся вступления в должность Рохани, связано с тем, что министром иностранных дел Ирана назначен бывший представитель этой страны при ООН Мохаммад Джавад Зариф, имеющий как и Рохани репутацию умеренного политика. Он лично знаком со многими представителями американской политической элиты и хотя не слывет западником, это более чем явный знак именно американцам, что Иран готов на прямые переговоры, о возможности которых не так давно заявил сам рахбар.
В западной прессе уже начинают появляться намеки на условия, которые могут выдвинуть американцы для проведения переговоров. Скорее всего, таким условием может стать освобождение ряда знаковых политзаключенных. Всего Запад считает политическими заключенными около 800 человек. Вряд ли это условие будет оглашено впрямую, однако американцы вполне могут тянуть с ответом, ожидая от Рохани свидетельства его определенной самостоятельности. Освобождение ключевых политзаключенных вполне может стать подтверждением такой самостоятельности и степень влияния президента на позицию рахбара.
Переоценивать его влияние не следует, однако итоги выборов показали, что иранские жесткие консерваторы (их Запад традиционно называет хардлайнерами иранской политики) явно нуждаются в компромиссе со своими умеренными коллегами. Определенные уступки по непринципиальным вопросам в таком случае вполне возможны.
Судя по приглашению президентом Рохани бывшего министра иностранных дел Джека Стро посетить Иран, именно англичане будут в определенной степени посредниками в диалоге с США. И английская пресса уже дает понять, что США готовы к диалогу.